13 января этого года в Российском доме науки и культуры в Берлине открылась выставка – проект «Искусство без границ». Выставка, привезённая в Германию из Беларуси, создана в рамках международного проекта «Культурой стран объединяем». Она продлится до 31 января этого года и представляет собой диалог профессионального художника с ребёнком об искусстве, его многогранности, осмыслении мира.
Председателем жюри детского конкурса рисунка «Музыкальные картинки» стал известный белорусский художник Глеб Отчик. С ним мы и повстречались на открытии у одной из детских картин, которая поражает своим философским восприятием жизни. Картина называется «Траур». Ее автору, юной художнице Анастасии Петкевич, всего одиннадцать лет. Правда, есть на выставке и вполне оптимистические произведения. Это прежде всего работа 9-летнего Алексея Лысакова «Праздник».
«Восторженное отношение детей к творчеству, их непосредственность и честность, которые присущи детскому мировоззрению, имеет большое значение. Важно в этот период развивать в детях творческий потенциал, способность к самооценке, рефлексию, складывающегося эстетического опыта», - так оценил идею выставки Глеб Отчик. Естественным был вопрос – что значит «музыкальные картинки»? Оказывается, что дети рисовали под классическую музыку. Это их прямые ассоциации, выраженные в рисунках.
Графическую картину, которая больше всего собрала зрителей во взрослом разделе выставки, автор Владимир Сытченко назвал «Похищение Европы». Это - сюжет самого известного мифа в Италии. На эту тему писали многие художники. Но он и сегодня необыкновенно актуален: современную Европу действительно кто-то «крадёт». Она уже не та, которой восхищались, на которую возлагали столько надежд…
С авторами и разработчиками идеи проекта – Юлией Савицкой и Алесей Савицкой удалось переговорить ещё до того, как выставочный зал РДНК заполнился многочисленными зрителями. Юлия Савицкая – председатель Фонда развития и образования человека, которому всего три года. Но сделано уже немало. Оказывается, выставка эта приехала в Берлин после того, как в прошлом году она была представлена во Флоренции. В Берлине творчество белорусов в таком ракурсе демонстрируется впервые. Хотя за последние годы Белоруссия не раз знакомила берлинцев с творчеством своих талантливых деятелей искусства. И каждый раз РДНК радушно предоставляет представителям Беларуси свои залы, свою помощь, демонстрируя прочную дружбу между Россией и Беларусью. Об этом сказал на открытии директор РДНК Олег Ксенофонтов.
Для участия в открытии выставки «Искусство без границ» в Берлин специально приехали ещё два известных в Беларуси художника – Владимир Сытченко и Игорь Гардиенко. Их собственные картины вызвали также немалый интерес.
Глеб Отчик показал в Берлине 18 работ. Это новаторские вещи, в которых используются новые техники. «Майонезных» работ в Германию он не привёз. Но рассказал, что используют эту технику специальных паст для создания фактурных работ. А ещё недавно расписал в белорусской деревне Вишнево целую церковь в Византийском стиле. Сегодня она хорошо видна издалека, поскольку светится необыкновенным синим цветом.
У Игоря Гардиенко всё совсем по-другому. Во-первых техника рисунка: это старинная белорусская техника, когда на полотно из натурального дерева сначала наносится белая краска, а потом уже сам рисунок. Она хорошо просматривается в его работах из серии «Башни». Эти картины связаны с темой мироздания и личности, внутренним поиском, стремлением к красоте и в тоже время столкновением с одиночеством.
Владимир Сытченко – многогранный художник. Он работает в разных жанрах станковой и книжной графики. Его работы можно назвать визитной карточкой индивидуального стиля белорусского художника.
В том, что выставка успешно открылась в Берлине, большая заслуга Посольства Республики Беларусь в Германии. Алексей Жбанов, Советник белорусского Посольства в Берлине, очень точно и искренне сформулировал в своём выступлении смысл выставки-проекта. «Тема её особенно актуальна в наше неспокойно время, когда границ между людьми и государствами становится всё больше, когда даже культура, к сожалению, не всегда служит объединению и взаимопониманию, в нередко даже усиливает существующие предрассудки и барьеры», - сказал он.
Выставка – это всегда интересное общение и духовная атмосфера. И здесь всё это было в полной мере, может быть ещё и потому, что 13 декабря – это Старый Новый год, который по традиции отмечается как в Беларуси, так и в России. Доктор философии Хатто Фишер (HattoFischer), который сейчас живёт в Афинах, внимательно разглядывал картины белорусских художников. Он был открыт для общения и ответил на несколько вопросов. Что знает он вообще о Беларуси, почему пришёл на эту выставку, как оценивает ситуацию с беженцами, надо ли заниматься обменом культурными ценностями между народами? Вот его ответы. «Я уже давно причисляю себя к людям мира и живу там, где хочу. О Беларуси знаю немного, но считаю, что эта страна в последнее время заслуживает особого внимания. Ведь недаром Нобелевскую премию по литературе 2015 года получила белорусская писательница Светлана Алексиевич. Так что я присматриваюсь к белорусам. Обмен культурами – это единственное, что остаётся нам людям, чтобы ещё держать мир не в руках политиков, а в своих собственных руках и понимать друг друга. Что касается беженцев в Европе, то здесь надо быть осторожнее и нельзя быть наивными» …
Творчество, политика, жизнь… Об этом говорили, об этом спорили на выставке «Искусство без границ». У белорусского проекта есть будущее. Как рассказали нам его организаторы, перспективы состоят в том, чтобы к участию в нём привлечь ещё Россию и Германию.
Выставка работает в РДНК: Friedrichstrasse 176-179, 10117 Berlin, выставочный зал 6, часы работы: с понедельника по пятницу – с 14.00 – 19.00, в субботу-воскресенье с 12.00-18.00. Дополнительная информация по электронной почте: fond.belarus@gmail.com.
Галина Ермонская
Мария Ермонская